https://docs.google.com/document/d/1dDWaD0xtVf2P57fUaeRVMGH_gUXa7eQS/edit?rtpof=true - Организация летнего отдыха и оздоровления детей в летний период 2022 года: цели, задачи, основные направления воспитательной работы
https://boiro.by/files/00110/obj/110/178033/doc/2022%20Методрекомендации%20Минобра.pdf - Методические рекомендации
https://docs.google.com/document/u/2/d/1fviXKBV6IU5_YoKzJ_8tGCjGdPY4FTZ_/edit?usp=drive_web&ouid=108038188021869036488&rtpof=true - Единые требования к планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении
Организация летнего отдыха и оздоровления детей в летний период 2022 года: цели, задачи, основные направления воспитательной работы |
5 мая 2022 года |
Лето – яркие и незабываемые дни школьных каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире, познают природу, получают положительные эмоции, полезную и занимательную информацию добровольно и всегда с удовольствием.
Летний период дает возможность выстраивать воспитательный процесс, предусматривая разнообразные формы и виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, окружающего его социума, материально-технических возможностей учреждений образования.
Основные направления деятельности учреждений образования района в период летней оздоровительной кампании определяются следующими нормативными документами:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;
Программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, утвержденной приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 (в редакции от 24 мая 2013 № 27) «Об утверждении
Положением о воспитательно-оздоровительном учреждении образования»;
Пастановай міністэрства адукацыі Республікі Беларусь ад 20.12.2011 № 283 (в редакции от 03.03.2018 № 10) “Палажеэнне аб агульнай сярэдней адукацыі”;
распорядительными документами главного управления по образованию Могилевского облисполкома, Белыничского райисполкома, отдела по образованию райисполкома, учреждений образования «Об организации оздоровительной кампании и занятости детей и подростков в летний период», а также ежегодными методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь «В помощь организаторам летнего отдыха».
При организации занятости учащихся в летний период необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году», в котором отражены основные направления деятельности.
Летняя оздоровительная кампания 2022 года будет проходить под девизом «Мечты рождаются, мечты сбываются» (условия акции будут размещены на Национальном образовательном портале).
Тематика мероприятий, проводимых в период летних каникул, должна быть сформирована в соответствии с календарем знаменательных дат, государственных праздников и иных памятных мероприятий.
Особое внимание при организации летнего оздоровления учащихся необходимо уделить проведению мероприятий по идеологическому, гражданско-патриотическому, военному и духовно-нравственному воспитанию учащихся.
В рамках Года исторической памяти необходимо организовать участие в Республиканском культурно-патриотическом киномарафоне «Смотри и помни» (информация о проведении киномарафона размещена на Национальном образовательном портале).
Особое внимание стоит уделить организации празднования Дня Независимости Республики Беларусь. Акцент в этот день необходимо сделать на формы работы, позволяющие знакомить воспитанников с достижениями нашей страны за годы независимости.
При подготовке мероприятий этого дня рекомендуется воспользоваться информационными материалами, размещенными на официальном сайте Республики Беларусь (https://www.belarus.by/).
При планировании воспитательных мероприятий необходимо руководствоваться областным планом мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти.
22 июня во всех учреждениях образования, а также в оздоровительных лагерях необходимо организовать проведение мероприятий, приуроченных Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа.
С 20 по 25 июня необходимо организовать проведение мероприятий, посвященных неделе молодежи (26 июня - День молодежи).
Необходимо организовать проведение мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. По возможности необходимо организовать посещение учащимися историко-культурного комплекса «Линия Сталина» и других объектов в соответствии с перечнем, размещенном на сайте Республиканского центра экологии.
При проведении гражданско-патриотических мероприятий необходимо использовать государственные символы Республики Беларусь с поднятием флага и исполнением государственного гимна.
В каждом оздоровительном лагере необходимо оформить уголок государственной символики, который будет располагаться в доступном для детей месте.
В целях идеологического воспитания учащихся в оздоровительных лагерях будет организовано проведение мероприятий информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» (необходимые материалы будут размещаться на сайте оздоровительного лагеря «Зубренок»).
В период летних каникул 2022 года необходимо организовать проведение мероприятий в рамках реализации 3 этапа областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе». Информацию о реализации проекта в летний период необходимо размещать на официальном сайте, а также направлять в адрес ГУО «Многопрофильный центр «Ветразь» г.Белыничи».
Необходимо организовать проведение мероприятий с участием представителей Белорусской Православной Церкви.
В оздоровительных лагерях необходимо запланировать встречи с представителями военкомата, лучшими солдатами, проживающими на территории Белыничского района, которые проходят срочную службу в вооруженных войсках Республики Беларусь (матери которых получили благодарственные письма). Организовать работу руководителей по военно-патриотическому воспитанию.
Актуальным является использование возможностей музейной педагогики. С целью привлечения учащихся к посещению музеев и популяризации их деятельности целесообразно использовать наиболее интересные формы музейной работы: проведение музейных лекций, организация мини-спектаклей, мастер-классов, виртуальных экскурсий и др.
Для воспитанников оздоровительных лагерей необходимо организовать экскурсии в районный художественный музей имени В.К. Бялыницкого-Бирули (экскурсии организовывать в соответствии с методическими рекомендациями по организации работы оздоровительных лагерей).
В период летних каникул следует продолжить работу по включению учащихся в благотворительную деятельность, волонтерское и тимуровское движение, которые способствуют формированию моральных качеств, социальной активности и ответственности, позволяют раскрыть внутренний положительный потенциал каждого, формировать лидерские качества.
Необходимо организовать проведение акций, направленных на оказание бытовой помощи одиноко проживающим ветеранам, инвалидам и пожилым гражданам, по благоустройству и наведению порядка на воинских захоронения, таких как «Забота», «Обелиск», «Милосердие без границ», «Поделись своим теплом», «Доброе сердце», «В школу с добрым сердцем» и другие.
При организации работы лагерей труда и отдыха, студенческих отрядов необходимо запланировать совместно с РК ОО «БРСМ», РС ОО «БРПО» проведение «Встреч поколений» с представителями государственных органов и трудовых коллективов.
Необходимо запланировать проведение мероприятий, направленных на популяризацию традиционных семейных ценностей, гендерному воспитанию, профилактике насилия в отношении несовершеннолетних с приглашением представителей здравоохранения.
В целях воспитания у учащихся ценностного отношения к природному наследию своей малой родины средствами исследовательской, практической и творческой деятельности, направленных на изучение и сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды необходимо организовать работу по участию в республиканской акции «Сцяжынкамі Бацькаўшчыны», конкурсе по благоустройству и озеленению территорий «Украсим Беларусь цветами», акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!».
С целью развития критического мышления, обучения умениям ориентироваться в потоках информации необходимо организовать проведение мероприятий, направленных на формирование информационной культуры учащихся. Значительное место следует отвести мероприятиям, направленным на разъяснение учащимся правил безопасного поведения в сети Интернет и использования Интернет- ресурсов.
Необходимо организовать проведение мероприятия, направленных на формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения.
Важным направлением воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования является профилактика употребления психоактивных веществ.
Во исполнение районного календарного плана мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма среди учащихся учреждений общего среднего образования на 2022 год необходимо организовать проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня).
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности учащихся должно стать неотъемлемой частью содержания воспитательной работы в период летних каникул.
Необходимо информировать обучающихся и их законных представителей о правилах безопасного поведения на воде, разъяснить учащимся о возможности купания только в специально отведенных местах и под присмотром взрослых.
Целесообразно включать в планы воспитательной работы мероприятия по формированию культуры безопасной жизнедеятельности, направленные не только на приобретение учащимися знаний, но и развитие умений действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
С целью обеспечения безопасного отдыха детей еще до начала летней оздоровительной кампании необходимо провести декаду «Безопасные каникулы». В рамках декады необходимо провести мероприятия по пожарной безопасности, профилактике ДДТТ, гибели детей от внешних факторов (гибель детей на водоемах) с приглашением сотрудников ОСВОД, РОЧС, ОГАИ РОВД, ИДН РОВД и тд.
Актуальной остается организация воспитательно-профилактической работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних.
Особое внимание необходимо уделить занятости учащихся подучетных категорий. Данную категорию учащихся рекомендуется привлекать в работу студенческих отрядов, ученических производственных бригад.
Необходимо ежедневно отслеживать занятость учащихся подучетных категорий.
Следует обратить внимание на максимальное обеспечение разумной занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, детей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.
В целях организации внеурочной занятости учащихся в период летних каникул 2022 года в Белыничском районе будет организована работа оздоровительных лагерей, объединений по интересам, спортивно-игровых площадок, разновозрастных отрядов, студенческих отрядов, детских и молодежных общественных объединений, ученических производственных бригад, сельскохозяйственных бригад, трудовых отрядов старшеклассников, по вторичной занятости, а также будет организована экскурсионная деятельность.
По скользящему графику будет организована работа педагогов социальных, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, библиотекарей, учителей физической культуры и здоровья.
С целью организации занятости в летний период 2022 года детей и подростков, проживающих в отдалённых от учреждений общего среднего образования района населённых пунктах, на сайтах учреждений общего среднего образования района необходимо создать рубрику «Каникулы онлайн», где будут размещаться полезные ссылки о социокультурном пространстве района, области (виртуальные музеи, экскурсии, выставочные залы, клубы, интерактивные площадки), различные творческие и интеллектуальные задания. Назначить ответственных педагогов, которые будут контролировать участие детей в данных мероприятиях.
В учреждениях общего среднего образования по средствам социальной сети «Instagram» организовать онлайн-трансляции мероприятий разновозрастного отряда и спортивной площадки.
По возможности, организовать работу игровых площадок.
Во исполнение решения Совета отдела по образованию Белыничского райисполкома «Об итогах занятости и оздоровление обучающихся в летний период 2021 года» необходимо:
освещать на сайте учреждения образования ход проведения летней оздоровительной кампании, обеспечить своевременное размещение и обновление информации;
срок исполнения – летний период 2022 года.
До 20 мая 2022 года на сайте должна быть создана рубрика «Лето-2022», в которой должна быть размещена информация для детей и родителей по организации летней занятости (возможных вариантах).
принять действенные своевременные меры по вовлечению учащихся, с которыми проводится ИПР, в работу студенческих отрядов, ученических производственных бригад;
срок исполнения – летний период 2022 года;
ГУО «Средняя школа № 1 г.Белыничи имени Н.И.Пашковского», ГУО «Светиловичский УПКДССШ Белыничского района», ГУО «Техтинский УПКДССШ Белыничского района», ГУО «Головчинская средняя школа Белыничского района» активизировать работу по организации вторичной занятости учащихся.
Методист ГУМУ «Белыничский районный учебно-методический кабинет» |
Д.М.Медведева |
Единые требования к планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении
Планирующая документация программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении
Планирующая документация является важнейшей составляющей научно-методического обеспечения программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (ст.291 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, определяет цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной и оздоровительной работы с детьми в возрасте от 6 до 18 лет¸ нуждающимися в оздоровлении, направлена на воспитание личности и укрепление ее здоровья, в том числе, формирование навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения.
К планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, относится план воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (п. 2.2 ст. 291 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, устанавливает цели, задачи, формы и методы работы и мероприятия по работе с детьми, нуждающимися в оздоровлении, разрабатывается в воспитательно-оздоровительном учреждении образования на основе программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и утверждается его руководителем (п.2 ст. 292 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Планы воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (план воспитательной работы смены) могут иметь различную направленность в зависимости от потребностей и интересов воспитанников: план воспитательной работы профильной смены, план воспитательной работы тематической смены.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы в воспитательно-оздоровительном учреждении образования. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Предназначение плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
Грамотно разработанный план должен выполнять следующие функции: направляющую, прогнозирующую, координирующую, организаторскую, контролирующую.
План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, должен соответствовать следующим требованиям:
согласованность целей, содержания плана с нормативными, инструктивно-методическими документами, организационно-распорядительной документацией учреждения образования;
отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на решение социально-личностных задач;
психолого-педагогическая обоснованность, системный характер мероприятий;
разнообразие форм, методов воспитательной работы;
учет особенностей, традиций и возможностей учреждения образования, его социального окружения;
реалистичность, предусматривающая педагогически целесообразный отбор и равномерное по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач;
преемственность, обеспечиваемая стабильностью различных видов и организационных форм деятельности при вариативности их реализации.
Перечень планирующей документации
- Перспективный план работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования (утверждается руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования и согласовывается с начальником управления (отдела) образования)
- План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (план воспитательной работы смены; план воспитательной работы профильной смены; план воспитательной работы тематической смены) (утверждается руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования)
- План воспитательной работы отряда на смену (утверждается заместителем руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования)
- План работы отряда на день
- Планы работы педагогических и иных работников воспитательно-оздоровительного учреждения на смену (утверждаются руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования).
Структура планирующей документации
Структура перспективного плана работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования
Раздел 1. Анализ работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования за предыдущий период; анализ факторов, которые могут оказывать влияние на эффективность воспитательного и оздоровительного процессов
Раздел 2. Обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы воспитательно-оздоровительного учреждения образования. Нормативное правовое обоснование
Раздел 3. Цель и задачи работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования на предстоящий оздоровительный период
Раздел 4. Организационно-содержательная модель реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении: основные мероприятия на весь оздоровительный период; особенности содержания и организации каждой смены; материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение.
Структура плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (плана воспитательной работы смены; плана воспитательной работы профильной смены; плана воспитательной работы тематической смены)
Раздел 1. Обоснование приоритетных направлений, форм, методов воспитательной работы на смену. Нормативное правовое обоснование
Раздел 2. Целеполагание (цель, задачи воспитательной работы)
Раздел 3. Направления воспитательной работы (в соответствии с Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь)
Раздел 4. Ресурсное обеспечение воспитательного и оздоровительного процессов (медицинское сопровождение, организация питания и питьевого режима, использование природно-рекреационных ресурсов, организация здоровьесберегающей среды, повышение профессиональной культуры педагогических работников)
Раздел 5. План мероприятий (название мероприятия, сроки, место проведения, участники, ответственные за проведение)
Раздел 6. Анализ эффективности воспитательного и оздоровительного процессов.
При необходимости содержание раздела 5 плана воспитательной работы смены можно представить следующим образом:
День недели, дата |
Общелагерные мероприятия |
Отрядные мероприятия |
|||||
Отряд №1 |
Отряд №2 |
Отряд №3 |
Отряд №4 |
Отряд №5 |
Отряд №6 |
||
Название мероприятия, форма проведения время, место проведения, |
Название мероприятия, форма проведения время, место проведения |
Структура плана воспитательной работы отряда на смену
План воспитательной работы отряда на смену включает: цель, задачи, основные направления воспитательной работы, план мероприятий (название мероприятия, сроки, место проведения, участники, ответственные за проведение).
Структура плана работы отряда на день
Дата, день недели (возможно тема дня, девиз дня) |
|||
Утро |
День |
Вечер |
|
Общелагерные мероприятия |
Название мероприятия (вид деятельности) Время Место |
||
Отрядные мероприятия |
Название мероприятия (вид деятельности) Время Место |
Структура планов работы педагогических и иных сотрудников воспитательно-оздоровительного учреждения на смену
Планы работы педагогических и иных сотрудников воспитательно-оздоровительного учреждения на смену предполагают следующие структурные компоненты: дата, время, содержание деятельности, формы и методы организации, ресурсное обеспечение, предполагаемый результат.
<meta charset="utf-8" />