Система дополнительного образования детей и молодежи является составной частью образовательного пространства в Республике Беларусь и ориентирована наразвитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи характеризуют практико-ориентированная основа обучения, внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс, направленность содержания образовательной деятельности на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учащихся.
В «Концептуальных подходах развития системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года» (приказ Министра образования Республики Беларусь 29 ноября 2017 г. №742) определены основные задачи в сфере дополнительного образования детей и молодежи:
обеспечение качества и повышение эффективности дополнительного образования детей и молодежи;
совершенствование организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи на повышенном уровне;
обеспечение инновационного характера деятельности объединений по интересам различных профилей;
развитие экологического образования в интересах ресурсосбережения, устойчивого развития общества через сеть объединений по интересам экологического и технического направлений;
привлечение детей и молодежи в сферу высоких технологий и инноваций, научно-исследовательскую деятельность (инновационные площадки и парки);
создание новых возможностей для освоения учащимися современных и будущих профессий, профессиональных компетенций;
развитие органов ученического и студенческого самоуправления, активизация деятельности детских и молодежных общественных объединений.
Деятельность системы дополнительного образования детей и молодежи регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Государственной программой «Образование и молодежная политика на 2016-2020 годы», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 гг., Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи и рядом иныхнормативных правовых документов (приложение 1).
Методическое сопровождение
Современное общество ставит перед педагогом дополнительного образования задачу подготовки обучающихся, способных к творческому мышлению, проявлению инициативы и индивидуальности, со сформированным спектром компетенций, необходимых для адаптации и жизни в современном быстро меняющемся мире. В этой связи повышаются требования и к самому педагогу, его профессиональной и личностной культуре, педагогической и методической грамотности. Таким образом, определяющим условием обеспечения качества и повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная деятельность педагогов, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитательной работы.
Стратегией развития региональных учреждений дополнительного образования является их становление как центров инновационной образовательной и методической деятельности. Деятельность методических служб учреждений дополнительного образования детей и молодежи ориентирована на постоянное удовлетворение образовательных потребностей педагогических кадров, оказание действенной методической и практической помощи в решении профессиональных затруднений, обеспечение условий для профессионального роста педагогов.
С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи необходимо активизировать методическую работу со специалистами внутри учреждений («школа молодого педагога», «школа педагогического мастерства» и др.), проанализировать уровень профессионального мастерства педагогических работников и своевременность их повышения квалификации, участие в образовательных мероприятиях и др. На основе диагностики профессиональных компетенций необходимо грамотно спланировать и реализовать мероприятия по обучению педагогов учреждения образования. Для современного педагогического работника актуальной формой повышения профессионального мастерства также является самообразование (работа по избранной теме самообразования, посещение занятий и мероприятий у коллег, участие в разнообразных формах проведения методической работы (педсовет, работа творческой группы, круглый стол, семинар-практикум и др.), оформление результатов деятельности в педагогическом прортфолио и др.).
Методическим службам необходимо обеспечивать открытость учреждения к внешней информационной среде и эффективность использования ее ресурсов в профессиональной деятельности.
Педагогическим коллективам учреждений дополнительного образования детей и молодежи рекомендуем включиться в систему методических мероприятий, которые в 2020/2021 учебном году будут организованы учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр экологии и краеведения). Среди прочего, запланированы заседание совета научно-методического кластера по эколого-биологическому направлению, советы директоров учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого и эколого-биологического профилей, республиканский конкурс экологических проектов «Зеленая школа», республиканский конкурс «Дополнительное образование детей и молодежи эколого-биологического профиля в объективе», республиканский семинар руководителей музеев, республиканский краеведческий форум. Педагоги смогут принять участие в республиканских Свято-Ефросиниевских чтениях,Белорусских Рождественских чтениях, ряде обучающих семинаров-практикумов.
Продолжится работа республиканских методических объединений по эколого-биологическому и туристско-краеведческому профилям и работа консультационной площадки для педагогов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью с обучающимися по эколого-биологическому направлению.
К юбилейной дате 90-летия Республиканского центра экологии и краеведения приурочено проведение международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей и молодежи. Традиции и перспективные направления развития». На конференции планируется рассмотрение вопросов о приоритетах развитияи воспитательном потенциале современного дополнительного образования детей и молодежи, инновациях и педагогическом творчестве; инновационных и традиционных технологиях обучения и воспитания; международном сотрудничестве и проблемах профессионального самоопределения педагогических работников. Будут рассмотрены опыт развития и сохранения природного и социокультурного наследия страны; роль музея учреждения образования в процессе становления личности обучающегося, эффективная модель экологического образования – «Зеленая школа» и организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
В целях научно-методической поддержки образовательного процесса на сайте Республиканского центра функционирует методический ресурс, который содержит материалы по планированию и организации работы с обучающимися объединений по интересам, сборники педагогических практик, материалы о республиканских, международных мероприятиях по всем направлениям деятельности Республиканского центра и др. материалы (https://rcek.by/).
Совершенствование учебно-программной документации
Разработка качественного программно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, актуализация их содержания, разработка программ нового поколения с учетом запросов общества и развития науки, техники, культуры, экономики, технологий остаются приоритетными в деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
Практика показывает, что не все педагоги в достаточной мере владеют навыком проектирования, разработки и реализации программ объединений по интересам. В этой связи методическим службам учреждений образования необходимо организовать системную работу в данном направлении, провести в начале нового 2020/2021 учебного года обучение педагогических работников, рассмотреть типичные ошибки, допускаемые при разработке программ объединений по интересам, в том числе, программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета, учебной дисциплины. Целесообразно для обучения педагогов привлекать представителей методической службы Республиканского центра экологии и краеведения, использовать методические материалы по вопросам проектирования программ объединений по интересам(индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи, программ объединений по интересам с переменным составом учащихся и др.), размещенные на сайте Республиканского центра (https://rcek.by/).
С целью повышения профессионального мастерства педагогов, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса детей и молодежи эколого-биологического профиля с февраля по ноябрь 2020 года проводится республиканский конкурс программ объединений по интересамэколого-биологического профиля (условия конкурса размещены на сайте https://rcek.by/ в разделе «Республиканские мероприятия»).
В новом учебном году следует продолжить работу по пересмотру, корректировке и разработке программ базового уровня освоения предметной области с учетом типовых программ (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123 Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи, http://edu.gov.by) по профилям деятельности; использованию ресурсов дополнительного образования детей и молодежи для организации допрофильной подготовки учащихся. Необходимо активизировать разработку программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или дисциплины в соответствии с приказом Министерства образования от 23.10.2017 № 641 «Об условиях утверждения программ с повышенным уровнем освоения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины»; проводить работу по совершенствованию программно-методического обеспечения образовательного процесса, интеграции учащихся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс.
В современных условиях следует предусмотреть разработку и внедрение цифрового модуля в образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи.
В помощь педагогам в 2020/2021 учебном году Республиканским центром экологии и краеведения запланирована подготовка электронного сборника программ объединений по интересам эколого-биологического профиля, которые являются победителями республиканских конкурсов 2018 – 2020 годов, сборника программ объединений по интересам по итогам экспериментальной деятельности по проекту «Апробация модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного, естественнонаучного образования детей и молодежи».
Дистанционное обучение
В современных условиях интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) привело к развитию информатизации образования. Это изменило требования к уровню и содержанию профессиональной педагогической подготовки специалистов. На первый план выходит владение педагогическими технологиями и методиками электронного обучения, сетевого педагогического взаимодействия по организации образовательной, исследовательской деятельности обучающихся.
Использование ИКТ является высокоэффективным средством развития, интенсификации и интеллектуализации учения в условиях новой парадигмы образования, в основе которой лежит не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно усваивать знания, творчески их перерабатывать, создавать новое, внедрять его в практику и нести ответственность за свои действия.
Использование ИКТ способствует формированию высокоинтеллектуальной динамично изменяющейся информационно- образовательной среды, позволяющей реализовать концепцию «опережающего», развивающего и открытого образования с использованием технологий электронного, в том числе мобильного, дистанционного обучения на базе «облачных» технологий.
Таким образом, с целью обеспечения высокого качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи следует максимально интенсивно развивать собственную электронную среду, цифровую целостную инфраструктуру учреждения образования.
Также важной задачей является обучение педагогов по вопросу подготовки качественного контента для использования в дистанционном обучении. Следует учитывать, что разрабатываемый контент должен иметь возможность его многократного использования, а также обладать способностью обеспечить персонализацию образовательного процесса.
Систему дистанционных образовательных технологий образуют кейс-технология и сетевая технология. Кейс-технология – дистанционная технология обучения, основанная на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов, их рассылке для самостоятельного изучения обучающимися при организации регулярных консультаций педагогами.
Сетевая технология – дистанционная технология обучения, основанная на использовании сетей телекоммуникаций для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между педагогом, методистом и обучаемым независимо от его места нахождения.
Основной формой реализации дистанционного обучения является электронный курс, размещенный в доступе для обучающихся. Дистанционное обучение может реализовываться в формах синхронного и асинхронного взаимодействия педагогов и обучающихся посредством электронной почты, дистанционных конкурсов, проектов и олимпиад на сторонних сайтах, платформы дистанционного обучения «Moodle» (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), видеоконференций, вебинаров, специальных программ, например, Skype, предоставляющих возможность организовывать онлайн-обучение для педагогических работников и учащихся по всем направлениям и других подобных, совместного использования облачных сервисов и т.д. Дистанционные образовательные технологии могут реализовываться комплексно с очной, очно-заочной, заочной формами обучения, а также с самообразованием.
В новом учебном году на базе Республиканского центра и краеведения будет продолжена реализация образовательных программ при дистанционной форме получения образования: республиканская дистанционная школа «Наследие Беларуси»;республиканской школы актива юных лесоводов;республиканская краеведческая школа;«Школа биологии» заочной (дистанционной) формы обучения.
Следует продолжить работу по активному использованию социальных сетей для создания положительного имиджа учреждения и продвижения своих услуг, проведения конкурсов, выставок, опросов, голосований. Однако должен быть тщательный отбор информации, размещаемой в широком доступе. Предоставляемая информация должна быть достоверной, корректной, актуальной.
Активной формой обмена опытом работы являются сайты областных и региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Среди задач, стоящих перед учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, определена задача по актуализации и наполнению сайтов учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
Учреждения дополнительного образования обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах, доменные имена которых должны быть зарегистрированы в зоне BY.
Информация на интернет-сайтах организаций размещается с учетом следующих требований: актуальность, оперативность, достоверность и целостность, полнота, четкость структуризации, распределение данных по тематическим рубрикам.
Сайт должен обеспечивать пользователя актуальной информацией об учреждении и его деятельности, достижениях и проводимой методической работе, иметь возможность обратной связи с посетителями.
Информация должна обладать необходимой глубиной содержания и регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю), а информация о новостях – также датироваться.
Структура сайта должна обеспечивать оптимальное размещение различных видов информации, простоту навигации и доступа пользователей с различным уровнем образования и технической подготовки к содержанию рубрик (разделов, подразделов) сайта, а также единство дизайна всех страниц.
При этом должны быть выполнены требования:
Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 (ред. От 18.09.2019) «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»;
Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645 (ред. от 13.11.2019) «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу Постановления Совета Министра Республики Беларусь от 11.02.2006 №192».
Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 2105-2012 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования»;
законодательства об информации, информатизации и защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (Указ Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 № 196 (ред. от 09.12.2019) «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации», Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы защиты информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено);
законодательства, регулирующего вопросы размещения рекламы на официальных сайтах государственных органов и организаций (Закон Республики Беларусь «О рекламе»).
Безопасность в сети Интернет
Следует обратить внимание на то, что в связи с развитием новых технологий в области виртуального пространства, в том числе с распространением сети Интернет, возникла проблема, связанная с доступом обучающихся к информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике.Отсутствие должного контроля со стороны педагогов и родителей за использованием сети Интернет – одна из причин доступности негативной информации обучающимся.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи необходимо проводить разъяснительную работу с обучающимися о том, как защитить себя от негативной информации.
В первую очередь необходимо ограничить доступ к нежелательному содержимому, контактам с незнакомыми людьми (злоумышленники часто используют чаты или электронную почту, узнают личную информацию, которую затем используют в корыстных целях и пр.). Следует обращать внимание обучающихся, что нужно критически относиться к полученным из сети Интернет материалам, т.к. опубликовать информацию может абсолютно любой человек. Необходимо учить проверять информацию, полученную в сети Интернет.
Также подростки должны осознавать, что за употребление оскорбительных слов и нецензурной брани в адрес другого человека, в том числе, в сети Интернет, согласно ст. 9.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривается наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а за размещение запрещенных фото или записей в социальных сетях виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Кроме того, молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста, поражает новая болезнь – компьютерная зависимость, которая может выливаться в агрессивное поведение и приводить к трагическим последствиям. Эксперты обращают внимание, что стать зависимым от компьютерной игры может каждый, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.
Туристско-краеведческое направление деятельности
Формирование гражданина, патриота, личности с высоким уровнем правовой и политической культуры остается в новом учебном году одним из приоритетных направлений деятельности учреждений образования республики.
В новом учебном году необходимо продолжить реализацию мероприятий, посвященных 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В 2020 году в рамках республиканской героико-патриотической акции «Великой Победе – 75!» рекомендуется принять участие в республиканском конкурсе «Войны священные страницы навеки в памяти людской». Конкурс позволит учащимся исследовать жизнь и деятельность партизан, подпольщиков, партийных деятелей своего региона, которые связали свою жизнь с профессией педагога (номинация «Педагоги – участники Великой Отечественной войны»), а также биографии личностей, связанных с событиями Великой Отечественной войны, имена которых присвоены учреждениям образования, улицам, воинским частям, другим социальным и культурным объектам населенного пункта (номинация «Их именами названы…»).
Также в 2021 году приобретает особую актуальность исследование региональной истории по тематике Великой Отечественной войны в рамках республиканской патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним». Условия мероприятий будут размещены на сайте Республиканского центраэкологии и краеведения в разделе «Патриотическое воспитание» (http://rcek.by/).
Особое внимание учреждениям образования следует обратить на всестороннее изучение учащимися своей малой родины. Активизации поисковой работы по исследованию истории и культуры края будет способствовать участие в мероприятиях республиканской акции «Я гэты край радзімаю заву». В числе мероприятий акции республиканский конкурс «Нататкі юнага вандроўніка», который предоставит возможность учащимся активно включиться в экскурсионную работу, совершить походы и зафиксировать свои впечатления в Дневнике путешественника.
В 2021 году пройдет ряд мероприятий, посвященных 35-й трагической годовщине аварии на Чернобыльской атомной электростанции. С целью сохранения памяти об участниках ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и гражданах, которые внесли значительный вклад в преодоление последствий аварии, дан старт республиканскому проекту «Чернобыль: через призму десятилетий». В течении учебного года рекомендуется организовать совместно с учащимися изучение судеб граждан, которые были связаны с преодолением чернобыльской аварии, а также создавать творческие проекты, посредством которых они могут выразить собственное видение последствий чернобыльской катастрофы и перспектив возрождения и развития регионов, пострадавших в результате аварии, и пропагандирующие бережное отношение к историко-культурному и природному наследию страны.
Актуальным в новом учебном году является использование возможностей музейной педагогики. С целью привлечения учащихся к посещению музеев и популяризации их деятельности целесообразно использовать наиболее интересные учащимся формы музейной работы: интеграция учебных предметов с музейными экспозициями, проведение музейных лекций, мини-спектаклей, мастер-классов, виртуальных экскурсий и др. Познакомиться с виртуальными музеями учреждений образования страны можно на сайте Республиканского центра экологии и краеведения http://rcek.by/ в разделе «Музеи учреждений образования». Также на сайте размещены нормативные документы, методические материалы и музейные разработки для использования в работе педагогами.
Неотъемлемой частью образовательного процесса учреждений образования является туризм. Проведение походов, туристских слетов, туристских соревнований прочно вошли в систему деятельности учреждений образования и позволяют охватить различными формами туристской работы наибольшее количество детей и молодежи.
С целью популяризации туризма в 2020/2021 учебном году запланировано проведение республиканской спартакиады среди детей и молодежи (туризм спортивный, ориентирование спортивное, скалолазание спортивное), республиканской туристской универсиады (Республиканский туристский слет студентов), республиканской недели туризма и краеведения для детей и молодежи.
В течение года в учреждениях образования будет продолжена подготовительная работа по комплектованию сборных команд для участия в республиканских и международных соревнованиях («Туристский слет учащихся Союзного государства», «Чемпионат Балтийских стран», «Чемпионат Европы» по спортивному ориентированию (юниоры, юниорки).
Детский экскурсионный туризм является важной составляющей образовательного процесса.
В 2020 году разработан план действий по эффективному развитию образовательного туризма в Республике Беларусь на ближайшую (2020-2021 гг.) и дальнюю (до <st1:metricconverter productid="2025 г" w:st="on">2025 г</st1:metricconverter>.) перспективы, утвержденный заместителем Премьер – министра Республики БеларусьПетришенко И.В.
Содействовать вовлечению обучающихся в деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси, будет участие в мероприятиях республиканского гражданско-патриотического проекта «Собери Беларусь в своем сердце». В текущем году обучающимся необходимо направить внимание на разработку экскурсионных маршрутов по своему населенному пункту и создание информационных стендов «Мая малая Радзіма», где следует разместить информацию о региональных историко-культурных достопримечательностях.
Материалы, собранные в ходе практической краеведческой деятельности учреждениями образования, рекомендуем использовать для создания и пополнения экспозиций и фондов музеев, временных выставок, издания информационных материалов о населенном пункте и др.
При организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися необходимо руководствоваться обновленным перечнем экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам. Данный перечень размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь. (edu.gov.by), а также перечнем экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся (размещен на сайте Республиканского центра экологии и краеведения http://rcek.by/). Перечень является информационной основой для разработки индивидуальной (для учащегося) или коллективной (для класса, параллели классов) программы ознакомления с достопримечательностями Беларуси. При разработке экскурсионных программ необходимо осуществлять поэтапный отбор (на каждый учебный год) объектов и маршрутов для посещения с учетом следующих условий:
чем младше учащиеся, тем ближе территориально к их месту проживания должны быть расположены выбранные объекты;
приоритетными должны стать объекты и маршруты, наиболее актуальные с учетом знаковых событий.
Напоминаем, что обязательным условием эффективной организации экскурсионной работы является использование результатов ознакомления учащихся с достопримечательностями Беларуси в образовательном процессе. С этой целью перечень объектов дополнен информацией об учебных предметах и разделах учебной программы, в рамках изучения которых необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсионных программ.
Важным дополнением в активизации и систематизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися является внедрение Министерством образования Республики Беларусь в образовательный процесс Дневника путешественника для обучающихся 1, 2 и 3 ступени общего среднего образования. В его основу заложен разработанный перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, однако предусмотрены поля для фиксирования иных экскурсионных объектов.
Обращаем внимание, что при планировании воспитательной работы учреждениям образования также следует ориентироваться на календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат.
Эколого-биологическое направление деятельности
Основная задача экологического образования – воспитание ответственного и заботливого отношения к окружающей природе, понимание взаимозависимости процессов в окружающей среде.
С 2018 года в Республике Беларусь реализуется образовательный проект «Зеленые школы» (далее – Проект), направленный на продвижениеэкодружественного образа жизни. Одной из приоритетных задач Проекта является расширение сети «зеленых школ»во всех областях и г. Минске. Учреждениям образования рекомендуется наладить системную работу, направленную на формирование экологической культуры учащихся, и рассмотреть возможность включения в реализацию Проекта. Информация о Проекте размещена на сайте Республиканского центра экологии и краеведения (https://rcek.by/category/meropriyatiya/proekt-zelenye-shkoly/).
В октябре 2020 года пройдет ряд мероприятий, приуроченных к 90-летию создания Республиканского центра экологии и краеведения, в том числепроведение международной научно-практической конференции «Дополнительное образование. Традиции и перспективные направления развития» и республиканского экологического диктанта для учащихся учреждений образования Республики Беларусь. Экологический диктант проводится с целью развития экологической компетентности учащихся, пропаганды экологически дружественного поведения, вовлечения молодежи в природоохранные инициативы. Республиканский экологический диктант будет проводится в дистанционном формате, в базу данных будут включены задания и вопросы по темам биоразнообразия, энергосбережения, изменения климата, защиты окружающей среды, бережного отношения к природе, обращения с отходами.
В целях повышения интереса обучающихся к изучаемым естественно-научным учебным предметам, привлечения их к исследовательской, экспериментальной и практической деятельности, а также выявления и поддержки наиболее способных и одаренных учащихся в феврале 2021 года пройдет XXXIIреспубликанский конкурс научно-исследовательских работ/проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи, в марте 2021 года – республиканский водный конкурс исследовательских проектов.
Обращаем внимание, что по вопросам организации и ведения работы с одаренными детьми в Республиканском центре экологии и краеведения в 2020/2021 учебном году будет продолжена работа консультационного пункта для педагогов учреждений образования, занимающихся научно-исследовательской деятельностью с обучающимися по эколого-биологическому направлению.
Также в 2020/2021 учебном году в Республиканском центре экологии и краеведения продолжит работу республиканская консультационная площадка по вопросам работы гидропонной установки.
Воспитанию ценностного отношения к природному наследию своей малой родины средствами исследовательской, практической и творческой деятельности способствует участие учащихся в Республиканской экологической акции «Сцяжынкамі Бацькаўшчыны».
Во исполнение Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» от 20.07.2007г. №271/3 (изменения и дополнения от 10.05.2019г. №186/3), который устанавливает принципы организации сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО) в учреждениях образования продолжится работа по пропаганде общественной необходимости и экологической полезности сбора отходов.
В связи с этим необходимо вести постоянную работу по информированию обучающихся, студентов, населения о необходимости сбора и сдачи на вторичную переработку бытовых отходов через организацию информационных кампаний совместно со средствами массовой информации, экологических акций: «Спаси дерево» – посадка деревьев, практической работы «Вторая жизнь вещей», тренингов для учащихся «Потребление и вторичная переработка мусора».
Особенно остро в настоящее время в Республике Беларусь стоит проблема сокращения использования пластика и утилизации пластиковых отходов. Вопросам формирования навыков грамотного обращения с отходами следует уделять большое внимание, активно включая их в образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи для разных возрастных групп.
Вовлечению учащихся в активную природоохранную деятельность, воспитанию экологической культуры и экологически ориентированного отношения к природе родного края через практическую и творческую деятельность способствует проведение республиканской экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!»
В 2020/2021 учебном году продолжится республиканский конкурс экологических проектов «Зеленая школа», направленный на формирование высокой экологической культуры обучающихся и педагогов, привлечение внимания педагогической и широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды.
Энергосбережение является одним из главных приоритетов государственной политики и определяется Директивой № 3 Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007г. (Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства) (новая редакция от 26.01.2016г. №26). При организации уроков и факультативных занятий по энергии и энергосбережению рекомендуем использовать учебно-методический комплекс для учреждений общего среднего образования «Энергия и окружающая среда» (5 - 8 кл.).
Рекомендуется принять участие в работе «Республиканской школы актива юных лесоводов», созданной с целью расширения и углубления системы знаний в области лесоведения, биологии и других естественных наук, профориентации учащихся, а также в целях оказания помощи школьным лесничествам.
Значимым мероприятием 2021 года станет проведение республиканского Слета юных лесоводов. Участниками Слета станут обучающиеся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи, члены школьных лесничеств республики.
Традиционно пройдут в новом учебном году республиканская выставка-конкурс «Юный натуралист», республиканский конкурс по благоустройству и озеленению территорий «Украсим Беларусь цветами», направленные на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и милосердия,бережного отношения к природе через практико-ориентированную деятельность по изучению, благоустройству и озеленению территории малой родины; а также республиканская выставка-конкурс «Лед. Цветы. Фантазия» и республиканский конкурс по флористике.
В учреждениях образования в учебном году целесообразно продолжать работу по созданию школьных экологических музеев, школьных экологических троп, разработке новых экологических экскурсионных маршрутов, организовать работу «зеленых» и «голубых» патрулей.
В деятельности учреждений образования эколого-биологического профиля по реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи особое внимание необходимо уделить организации работы демонстрационно-образовательных площадок, научно-исследовательских лабораторий, информационных и ресурсных центров, бизнес-компаний, агроусадеб, агропарков.
На заседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о создании Международного экологического календаря. Создание Международного экологического календаря – стремление мирового сообщества привлечь внимание каждого человека к осмыслению и решению экологических проблем. Рекомендуем в планы работы учреждений образования включить мероприятия, посвященные наиболее значимым экологическим датам: День заповедников и национальных парков, Международный день птиц, Всемирный день здоровья, Международный день Земли, День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (35 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции), День охраны окружающей среды и др.
Одной из важнейших экологических дат является 5 июня – Всемирный день окружающей среды, который можно отметить проведением театрализованных представлений, турниров юных экологов, конкурсов творческих проектов «Природа моей Родины», организацией экологических трудовых десантов.
22 апреля – Всемирный день Земли – рекомендуем отметить проведением областных, городских, районных экологических акций: «Охранять природу – значит любить Родину!», «Чистая вода», «Вместе против отходов», «Мир, в котором я живу» и др.
Новый учебный год должен стать для учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля годом совершенствования экологического образования детей и молодежи, активизации экологического образования как условия устойчивого развития личности, природы и общества, семьи, социума, как стратегического условия решения экологических проблем Беларуси.
Таким образом, в 2020/2021 учебном году учреждениям дополнительного образования детей молодежи рекомендовано проводить работу по:
развитию кадрового потенциала как ресурса повышения качества образования и совершенствованию методической работы по непрерывному персонифицированному повышению профессионального мастерства педагогических кадров;
обновлению программно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи и диверсификации программ объединений по интересам;
формированию технической и телекоммуникационной инфраструктуры учреждения образования;
модернизации образовательной деятельности на основе технологий электронного обучения;
разработке и размещению на сайте интерактивных сетевых обучающих курсов / занятий / материалов;
разработке нормативной правовой базы и организационных механизмов, регламентирующих процессы создания и использования электронных ресурсов и ИКТ в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности учреждения образования и др.;
разработке организационного механизма создания, хранения и каталогизации электронных версий изданий, материалов, опыта работы и др., хранящихся в учреждении образования;
обеспечению качества и повышению эффективности содержания дополнительного образования детей и молодежи через активное внедрение новых форм, методов и технологий в образовательный процесс;
созданию условий для становления и развития одаренных детей и молодежи через создание траектории индивидуального развития личности, участие в региональных, республиканских и международных мероприятиях;
воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию духовности и культуры, инициативности и способности к успешной социализации, экодружественного образа жизни.
Приложение 1
Деятельность системы дополнительного образования детей и молодежи регламентируется рядом нормативных правовых документов (приложение 1):
Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года (No243-3);
Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15июля 2015 г. No 82;
Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. No 149;
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. No 59 «Об утверждении инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. No 24»;
Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. No 9;
Приказом Министра образования Республики Беларусь 29 ноября 2017 г. No742 «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года»;
Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 No 250;
Указом Президента Республики Беларусь No 166 «О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы»;
Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. No 31;
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. N 15/27/23 «Об утверждении концепции профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь»;
Концепцией организации молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.11.2015 No 128;
Приказом Министра образования от 19.01.2017 No21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в 6-й школьный день»;
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 No 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»;
Анализ деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии с критериями и показателями, размещенными на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/molodezhi/v-portfel/
Приводим примерный перечень дат, котрые могут быть использованы при организации воспитательной работы с учащимися:
Государственные праздники:
День Конституции – 15 марта;
День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;
День Победы – 9 мая;
День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля.
Праздничные дни:
Новый год – 1 января;
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;
День женщин – 8 марта;
Праздник труда – 1 мая;
День Октябрьской революции – 7 ноября.
Рождество Христово (православное Рождество) – 7 января;
Пасха – по календарю православной и католической конфессий;
Радуница – по календарю православной конфессии;
День памяти – 2 ноября;
Рождество Христово (католическое Рождество) – 25 декабря.
День печати – 5 мая;
День библиотек – 15 сентября;
День учителя – первое воскресенье октября;
День семьи – 15 мая;
День охраны окружающей среды – 5 июня;
День молодежи – последнее воскресенье июня;
День знаний – 1 сентября;
День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;
День мира – третий вторник сентября;
День пожилых людей – 1 октября;
День матери – 14 октября;
День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;
День прав человека – 10 декабря;
День белорусского кино – 17 декабря.
Памятные даты:
День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;
День чернобыльской трагедии – 26 апреля;
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.
Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями)
Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января
Международный день памяти жертв Холокоста – 27 января
День юного героя-антифашиста – 8 февраля
Всемирный день радио – 13 февраля
Международный день родного языка – 21 февраля
Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1марта
Всемирный день дикой природы – 3 марта
Международный женский день – 8 марта
Всемирный день поэзии – 21 марта
Международный день лесов – 21 марта
Всемирный день водных ресурсов – 22 марта
Всемирный день театра – 27 марта
Международный день детской книги – 2 апреля
Международный день спорта на благо мира и развития – 6 апреля
Всемирный день здоровья – 7 апреля
Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля
Международный день полета человека в космос – 12 апреля
Международный день охраны памятников и исторических мест – 18 апреля
Международный день Матери-Земли – 22 апреля
Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля
Всемирный день охраны труда – 28 апреля
Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8–9 мая
Международный день семей – 15 мая
Международный день музеев – 18 мая
День пионерской дружбы – 19 мая
Международный день биологического разнообразия – 22 мая
Международный день миротворцев ООН – 29 мая
Всемирный день без табака – 31 мая
Международный день защиты детей – 1 июня
Всемирный день окружающей среды – 5 июня
Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня
Международный день дружбы – 30 июля
Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля
Международный день молодежи –12 августа
Международный день благотворительности – 5 сентября
Международный день грамотности – 8 сентября
Всемирный день предотвращения самоубийств – 10 сентября
Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября
Международный день мира – 21 сентября
Всемирный день туризма – 27 сентября
Международный день пожилых людей – 1 октября
Всемирный день учителя – 3 октября
Всемирный день ребенка – 20 ноября
Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря
Международный день инвалидов – 3 декабря
День прав человека – 10 декабря.